Новости ЛЗМИ

ПОЛЁТ «ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ»

Полёт «летучей мыши»

Легендарные продукты, проверенные временем.


Что общего у армейского термоса, банки для краски и ветрозащитного керосинового фонаря? Многие поколения лысьвенцев, а вместе с ними сотни тысяч человек по всей стране, без раздумий ответят: место выпуска. В октябре цех металлоизделий № 2, давно вошедший в состав ООО «Лысьвенский завод металлоизделий», отмечает 90-летие.

МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ. Для ЛМЗ выпуск продукции бытового назначения никогда не был чем-то экстраординарным. Ещё в 1807 году, спустя всего 20 лет после первой заводской плавки, металлурги освоили производство болтов, дверных шарниров, топоров и горшков. Выражаясь современным языком, диверсифицировали производство. Вот только в отдельный посудный завод, получивший название механического, предприятие «оформилось» спустя почти век - в 1908-м.
Одной из экономических предпосылок к этому шагу оказалась оптимизация затрат. В начале ХХ века заводское начальство посчитало: в утилизации прокатного брака и «переформатировании» его в сшивную оцинкованную посуду есть экономический эффект. Расчёты оправдались: уже в следующем году завод ежемесячно выпускал по 6000 пудов такой посуды. Кстати, выпуск знаменитой эмалированной посуды на Лысьвенском металлургическом наладили лишь в 1913-м, и на первых порах он выпускал по 2000 пудов продукции в месяц.
По тем меркам оборудование завода считалось весьма современным, хотя большая часть процессов выполнялась вручную. Воссоздание промышленно-исторической картины было бы неполным без характерных социально-экономических деталей эпохи. Второе десятилетие ХХ века прочно связано с усилением революционных настроений в рабочей среде, окрепших с началом Первой мировой войны.
Горшки и котелки уступили место солдатским котелкам и фляжкам, а топоры и лопаты – стальным фугасным бомбам, шестидюймовым снарядам для шрапнели и коробкам для укупорки ручных гранат.
Вряд ли заводчане знали, что война из-за рубежа скоро переползёт на территорию Отечества, а после этого зайдёт буквально в каждый дом. Немудрено, что большинство событий 1918-19 годов носят больше военный, а не производственный характер. Историки отметят: мирная жизнь, а вместе с ней механизация и автоматизация производственных процессов придут на завод только при советской власти. Зато уже к 1929 году лысьвенские металлурги выпускали примерно половину всей оцинкованной и лужёной посуды и около трети эмалированной ото всей произведённой в Союзе.
Всё изменилось с началом Великой Отечественной. Цех вновь переориентировали на военную продукцию, наладив массовый выпуск артиллерийских снарядов, зажигательных бомб, броневых полурубашек для защиты самолётов штурмовой авиации и снарядов для «Катюш». И, конечно, куда на полях сражений без солдатских котелков и фляжек...

ПРОВЕРКА СПРОСОМ. Быт огромной страны, восстанавливавшейся после разрушительной войны, диктовал специфические запросы. Продукты условно можно было разделить на военные и повседневного спроса. К первой категории относятся, например, армейские термосы. Ко второй – оцинкованная посуда, подойники, фляги, корыта, банки под краску и гуталин.
На этот раз такое положение дел сохранялось на протяжении нескольких десятилетий. Какие-то продукты не задерживались в производственной программе надолго, другие цементировали фундамент заводского процветания, прославляя Лысьвенский металлургический на весь Советский Союз и за его пределами. Первым среди таких товаров по праву считается армейский термос.
- Например, в 1980-е выпускали по 8-10 тыс. штук в месяц, - вспоминает директор по производству ЛЗМИ Александр ШИЛОВ. Практически вся его трудовая биография отдана цеху металлоизделий № 2. – Тогда мы были фактически монополистами, закрывая всю государственную потребность в товаре.
Положение не изменилось и сегодня: лысьвенские металлурги покрывают до 90% потребности в термосах. Только нынешний объём спроса – 3-3,5 тыс. штук в месяц. Александр Борисович расставляет акценты: в СССР спрос на них был другим, да и обеспечен он был исключительно армейскими нуждами, о которых пеклось государство. Сегодня рынок диверсифицирован куда сильнее: спрос на термосы разного литража держится не только на силовиках, но и на предприятиях газовой и нефтяной сферы, охотниках и рыбаках, туристах. Если в Союзе военным отгружали термосы объёмом в 12 и 36 литров, сегодня размерная линейка шире в разы.
Другой легендарный лысьвенский продукт – фонарь керосиновый ветроустойчивый. За безликим официальным именем скрывается известная каждому постсоветскому гражданину «летучая мышь». В этом случае тираж доходил до миллиона штук в год!
- К каждому трактору, выпускавшемуся в СССР, в комплекте полагался наш фонарь, - поясняет природу происхождения колоссальных производственных объёмов руководитель. – О них мечтали рыбаки и охотники.
Появившись в заводской линейке в начале 1950-х, «мыши» выпорхнули из неё лишь в 2019-м. Когда-то керосинки выпускали на двух нитках конвейера, но в новом веке архаичная конструкция всё чаще использовалась не по прямому назначению, а в качестве декора. В случае с фонарями конкурентов среди заводов внутри страны тоже не было: подобные фонари выпускали только в Венгрии и Китае.
- Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, это уникальное производство: 37 деталей и 139 операций, - подчёркивает Александр Борисович. - Но запустить его выпуск можем хоть сейчас.
Он рассказывает: как-то в советское время два вагона фонарей ушли в Амстердам. Голландцы остались недовольны партией.
- Прихожу домой и говорю жене: есть две новости - одна плохая, другая хорошая, - смеётся заводчанин. - Первая: товар забракован, меня лишили всех премий. Вторая: исправлять ситуацию еду за границу.
Сотнями тысяч исчислялся тираж таких товаров, как вентиль хлорного баллона, банки под краску, винтовые гильзы для электропатронов.
Помимо основного набора в разные годы в ЦМИ-2 выпускали и весьма экзотичные изделия. Например, окантовки для отрывных календарей, садовые лейки и даже шипы для зимних шин. Однако они не прошли испытания спросом и временем.

НА ПОВЫШЕНИЕ. Многолетний монополист производства важных товаров, миллионные объёмы выпуска, международная известность... В 2011-м произошло логичное и поистине эпохальное событие: цех пошёл «на повышение», став подразделением ООО «Лысьвенский завод металлоизделий», входящего в промышленную группу «Линрог».
Новому производству – техническое перевооружение. В 2015-м здесь появилась линия по изготовлению полимерных изделий (налажен выпуск пластмассовой фурнитуры для посуды), а в 2019-м приобретено оборудование для выпуска посуды из нержавеющей стали. Ввели новый тип сварки: сейчас детали варят в стык, а не внахлёст. Недавно средства вложили в оборудование для полировки фурнитуры. В процессе запуска новый чеканочный пресс, который позволит выпускать сплющенные ручки.
Пожалуй, последнее схожее по объёмам обновление было в 1980-х, когда переходили с простого прессового оборудования на автоматы. К слову, часть из них в строю и поныне.
Сегодня Лысьвенский завод металлоизделий производит несколько линеек стальной посуды, котелки, алюминиевые фляги, фурнитуру для посуды, оцинкованные корыта, тазы, снегоуборочные лопаты. Но главная роль по-прежнему у термосов.
- Это вёсла предприятия, - утверждает директор ЛЗМИ Алексей ТУНЁВ. – Держат на плаву весь завод: на их долю приходится около 80% объёма всей выпускаемой продукции.
Их давно покупают не только силовики (недавно около 5000 термосов отгрузили Росгвардии): сбыт удачно диверсифицирован за счёт газовиков и нефтяников, представителей агропромышленного комплекса и кейтеринговых агентств*. Их разбирают отечественные клиенты и партнёры из ближнего зарубежья (в основном из Узбекистана и Азербайджана).
Директор рассказывает о перспективных проектах. Часть из них проходит под эгидой импортозамещения. На смену товарам из Китая и США придут новые образцы - с изменёнными корпусами и вентилями с пароотводами.
Есть планы по увеличению выпуска и расширению палитры других товаров. Следом развивается и сбыт: недавно продукция ЛЗМИ появилась на виртуальных полках маркетплейсов Ozon и Wildberries. Интересно, с какими результатами бывший ЦМИ-2 отметит 100-летие?



*Кейтеринг - направление в сфере бизнеса общественного питания, отвечающее за предоставление продуктов, напитков и сопутствующего сервиса для выездных мероприятий.



Газета «Искра» №120 (17260) от 22.10.2022г.
Автор: Андрей Кудрин
Ссылка на статью: Полет "летучей мыши"